Юрий Сташ: «Мир через ушко иголки»

Четверг, 4 февраля 2016 г.
Просмотров: 3105
Подписаться на комментарии по RSS
Метки: Юрий Сташ, художник, панно, музей Востока, выставка

Юрий Махмудович Сташ – художник-модельер,  заслуженный работник культуры Адыгеи, обладатель Государственной премии Республики Адыгея (2005 г.) и Премии республиканской общественной организации «Лига мира», первый национальный черкесский кутюрье Адыгеи, создавший уникальную выставочную коллекцию, насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства. 

Работы Юрия Махмудовича Сташа демонстрировались не только в Майкопе, но и в Краснодаре, Москве и во многих других городах России, а также в Сирии, Иордании, Турции, США. Основная часть коллекции мастера выставлена в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в Майкопе (Республика Адыгея). 

В 2016 году выдающийся художник-модельер отмечает свой 85-летний юбилей. Последнее время особое место в его творчестве занимает создание выразительных арт-объектов: панно, пирамид, инсталляций и др., сочетающих традиционные и новаторские мотивы, мифы и реальность, древний эпос адыгов и современные социально-философские темы. Основные виды техники в его работах: золотое шитье, аппликация, кручение и плетение. 

12656487_972310819483913_1007301017_o

- Юрий Махмудович, в прессе в основном пишут о Ваших авторских костюмах, но не менее интересна и коллекция Ваших декоративных панно. Исторически у адыгов не было подобных панно. Можно ли считать это Вашим новаторством в декоративно-прикладном искусстве черкесского народа?

Ю.С.:  Согласен, таких панно у адыгов раньше не было. Хотя в старину адыги украшали стены циновками, веерами и панно с использованием золотого шитья. Раньше делали их  из шерсти и войлока. Я же в своих работах соединяю современное и прошлое и хочу показать, что такой союз возможен. Я приспособился к современному. Некоторые мои работы выражают актуальную социальную тематику и мои философские воззрения. Где-то кем-то было сказано, что я «через ушко иголки передаю проблемы на тему мира». Так сказать,кончиком своей иглы.

- Вы чувствуете веяние времени. Действительно, сегодня социальная тематика вызывает особый интерес в силу определенных обстоятельств. Но как Вы, мастер-кутюрье, выбираете символику для передачи социальной сути в своих работах?

Ю.С.: На самом деле, что-то свыше не дает мне покоя. Мне никто не дает задание. Скорее некий космический дирижер направляет меня. И как Вы заметили, все работы перекликаются на тему добра и мира. Для меня важно, как тут уже писали журналисты: «Юрий Сташ научил свои работы говорить»…  Да, для меня важно не только выстроить свои работы, но и научить их говорить. В первую очередь у меня «заговорили» костюмы, а потом уже и панно. Сейчас я работаю над панно на тему «Тамги» и хочу поговорить на тему туризма. В моем понимании, туризм – это дорога к миру. До этого меня волновала тема экологии. Услышал о проблемах в выступлении Президента России, а потом по Euronews, и так появилось панно «Музыка Галактики». Понимаете, галактике не безразлично, что делает человек на планете. Если что-то не так, то она начинает мстить. Как это было сказано адыгским ученым Кимом Хутызом: «Природа начинает мстить цунами, землетрясениями, вулканами  и тому подобное».

- Как мы уже говорили, о Ваших костюмах сказано многое, а вот о панно только начинают говорить. К тому же Ваша коллекция панно растет и кажется уникальным и интересным направлением. Давно ли Вы начали работу над ними? 

Ю.С.: Работать над костюмами и панно я начал почти одновременно. В 1981 году я начал пробовать делать элементы для них. А в 1993 году, когда в Америке в День Черкесской культуры была организована выставка моих работ и костюмов, я увидел большой интерес адыгской диаспоры и к панно тоже. С тех пор я создаю их на разные темы. Одной из таких тем были Олимпийские игры в Сочи. И вот панно «Сочи 2014», я сделал его в 2013 году вместе с тремя белыми костюмами «Белая Олимпиада». Первоначально в Москве это панно назвали «Прошлое и настоящее». Я сам вначале назвал его «Эта земля дышит прошлым», чтобы напомнить об истории нашего народа. А теперь смотрите! Человек любой национальности, знающий музыкальную грамоту, сможет понять это панно. Здесь представлены ноты одной адыгской танцевальной мелодии. На этом панно изображен символический знак - скрипичный ключ. Используя этот символ в своих работах, я хочу сказать, чтобы везде музыка звучала, а не разрывы снарядов. Каждый взрыв, каждый выстрел попадает в сердце матери. А почему? Отец, муж, сын, зять, внук может погибнуть. В рамках той же тематики мной создан арт-объект в форме земного шара. 

12674410_972311039483891_987572174_n

- В «Сочи-2014» все смешано воедино: и Олимпийские игры, и музыка, прошлое и настоящее. Но у Вас есть панно, где темы более конкретизированы. Что тогда самое главное для Вас при работе над декоративными панно?

Ю.С.: На самом деле, и мне очень нравится это слово, во всем должна присутствовать Красота. Да, в каждой работе должен быть секрет красоты, таинство приятности. Чтобы человеку было по душе, чтобы ему было приятно, пока он смотрит на картину, панно, костюм или другой арт-объект. Знаете, так называемая «Красота мысли». Такое выражение существует. Всё должно быть гармонично. Но вот, к примеру,панно «Глобализация». На мой взгляд, глобализации не нужна культура, ей нужна культура потребления. Именно такую мысль я вложил в это панно. А еще где-то было сказано, что «люди закрывают двери не только своего дома и квартиры, но и двери к своему сердцу». Разве не так сегодня? Главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская высказала такую мысль. Я точно процитировать не смогу, но она говорит, что культура или искусство существует для того, чтобы делать человека лучше. Просто сегодня молодые артисты создают вызывающие картины и панно. Но, на мой взгляд, надо делать работы, которые делают человека лучше, особенно в сегодняшнем мире.  

12648062_972310372817291_1541900983_n

- То есть, по-Вашему, основная задача культуры или искусства – ставить проблемные вопросы и заодно выявлять в человеке лучшее. 

Ю.С.: Безусловно! Вот человек когда приходит в театр, хотя бы на это время, пока он в театре, надо делать его лучше. Хотя бы на это время. 

- Юрий Махмудович! А из каких материалов вы делаете свои декоративные панно? 

Ю.С.: В основном, кожа, натуральная кожа или кожзаменитель, ткани, потом идут разные материалы, порой даже мусор. Вот, например, для панно «Coca-Cola» использовались настоящие банки из-под Coca-Cola. Их могли выбросить в мусор. А я показал, что можно из них что-то сделать.Использую так же остатки от тканей, разные бусинки, оставшиеся от игрушек внучки. На самом деле, я стараюсь делать панно, используя всё, что можно. Именно так я создал панно-триптих «Вопреки». Эта работа настолько захватила меня, что я занимался только ею. Приходил домой после работы, и утром, и в выходные дни всё время делал и делал. Я не мог тогда не делать её. Знаете, говорят: «Самое изобретательное появляется от нужды». У меня в экспозиционном зале стоят два костюма Тырготау и Гекатей (муж Тырготау в нартском эпосе). Вот когда я их начал делать, если бы у меня была в достатке кожа, то они бы такими интересными не получились. Для экономии материала я использовал тепловую обработку. Когда мы впервые показывали эти костюмы, в зале было такое восхищение, что не передать. Так вот, советский архитектор Константин Степанович Мельников в свое время сказал: «Наши потомки будут удивляться, как из скудости и нехватки материалов создавались такие архитектурные произведения». На самом деле это так! Скудость и нехватка материалов рождает фантазию. Я даже иногда сам себе искусственно создаю нехватку. Говорю себе: «Я из этого должен что-то придумать». 

- Если изучать Ваше панно-триптих «Вопреки», то видно, что в основном в нем используются сферические мотивы, круги. В декоративно-прикладном искусстве адыги всегда использовали круг для защиты или как символ солнца, символ огня, колесо жизни. Что символизирует круг для Вас? И какой смысл Вы в него вкладываете? 

Ю.С.: О кругах в моих работах можно сказать многое. Круги счастья, круги успеха. И в каждом круге свое. Как-то был показ моих моделей в колледже в Майкопе, одна женщина из Москвы, тоже модельер, увидела одно из трех панно, что я случайно выставил. Она подошла и сказала: «Каждый круг у Вас о чем-то говорит. Откуда Вы это всё взяли?»  Конечно, и для меня круг – это защита. Вот, например, на панно «SOS», созданном на тему борьбы с наркоманией, у меня все куклы в круге. В центре панно – семья. Вокруг расположены негативные атрибуты современной жизни, такие как шприц, табак, папироса – всё то, что убивает человека. А сверху зеленый змей окутывает семью. Они тоже в круге. Но в этом случае, круг как защита от них. Круг передает их замкнутость: их следует спрятать, скрыть. Есть и иное понимание круга, приближенное к традиционному. Вот, к примеру,  панно «Тамги». Сюжет этого панно я взял из книги художника, искусствоведа Нурбия Ловпаче. Я увидел его картину в книге, и у меня тут же появилась идея. Адыги, когда делали кувшин, на донышке указывали свою тамгу - родовой знак. На картинке тамги адыгских семей были черно-белыми. А я посмотрел и подумал, чем оно хуже будет в цвете? Как Вы понимаете, круг здесь символизирует донышко кувшина. И потом, если подумать хорошенько, человек делает кувшин, а донышко украшает тамгой. Тамгой, что тоже защищает. Это же кувшин для пищи, для гостей, для добра. Вот она - доброта! На этом панно есть и наш семейный знак, тамга семьи Сташ. Знаки, тамги и орнаменты я взял у Нурбия Ловпаче. Может, и эти орнаменты для адыгов в свое время служили тамгами, защитой. Все они такие замысловатые, интересные, красивые. 

12674609_972310972817231_786804316_n

- Кроме круга и тамги у Вас есть великолепные панно с изображением колеса. У разных народов колесо ассоциируется с ходом времени, движением, солнцем и даже жизнью. Какой смысл имеет этот символ на Ваших панно?

Ю.С.: Колесо – это по-адыгски «теуцогъ». Одно из панно с колесом я назвал «Философией оптимиста». То есть в колесе есть спицы, и одна спица еще не встала на землю.  Мать и отец говорят своим детям: «Ничего, сынок! Ничего, дочь! О уи къуцэм теуцонышъ, насып къыкъок1ыт». Это одно колесо, оно связано именно с адыгской философией. На другом панно «Время застоя Советского Союза» изображены одно большое и два маленьких колеса. Колеса усеченные, они остановились и двигаться не могут, что олицетворяет остановку движения, застой. Третье колесо на панно «Перестройка». На нем изображен большой круг колеса, в нем 15 спиц, это 15 республик. И вот это колесо в результате перестройки ломается и превращается, там четко видно, в вопросительный знак. Из него выпали спицы, а на самом деле, это республики вышли из состава страны. 

- Юрий Махмудович! Свои авторские костюмы Вы создавали с использованием золотого шитья, аппликации, плетения. Если приглядеться к Вашим панно, то все эти техники присутствуют и там. Но встречаются на некоторых Ваших декоративных работах, например, на панно «Музыка Галактики», «Поиск», некие символичные дорожки, спиралевидные завитки из шнуров, ведущих к кругам. Эти шнуры тоже из остатков, или это Ваша особая техника плетения?

Ю.С.: Если говорить непосредственно о панно «Поиск», то в нем я, действительно, соединил разные технологии, в том числе оплетение, кручение. Все шнуры я сделал сам. Хотя есть и вставки готовых деталей, например, бубоны или нагрудные бляшки. Золотое шитье,  элементы плетения и кручения, есть даже аппликация. Это то, что использовалось у адыгов и раньше. Соединил всё, что мог. Более сложная техника на панно с космическими мотивами, спутниками, радиоволнами и теле-волнами. Здесь я использовал ниточки разных цветов. Я их скручиваю и оплетаю ими кусочки мебельных пластиковых панелей или картона. В общем, всё делаю из подручных материалов. Что это за техника, не назову. Для меня не так важно название того, из чего я делаю свои панно.  В моей коллекции есть  арт-объект, полностью сделанный моими руками. Это «Корзина с фруктами». Всё те же виды техники: кручение, оплетение. Из бумаги сделаны основные детали. Эта корзина прилагается к одному из моих авторских костюмов. Не знаю, кем и как начала использоваться техника оплетения, но к ней я пришел сам. А вот техника плетения похожа на плетение циновок у адыгов. 

12630981_972310709483924_235687113_o

- В богатой экспозиции Ваших панно есть разные виды: новаторские и индивидуальные, рекламные, с космическими мотивами и на социальные темы. А есть и панно традиционные, вернее сказать, этнические. Некоторые из них хорошо известны адыгской диаспоре. Вы продолжаете их создавать? 

Ю.С.: У меня, действительно, большая коллекция этнических панно, сделанных с использованием золотого шитья и аппликации. У некоторых даже названий нет.  В основном, они на адыгскую тематику.Я всегда интересовался декоративно-прикладным искусством адыгов, увлекался изучением истории, фольклора и традиций нашего народа. Наиболее известное из этнических панно – это панно «1864» или «Исход», что символизирует трагические события 1864 года, когда десятки тысяч адыгов были вынуждены  покинуть родной край и эмигрировать на чужбину. Оно было высоко оценено современными адыгами разных стран. К этническим можно отнести и панно «Мир дому твоему» с адыгским очагом, символом семьи и добра, а также со словами, написанными на русском и адыгском языках, и символичной цифрой XXI - век толерантности.  На нем написано «Мамыр щы1ак1эу ирэт», то есть когда сверху символ XXI-века делишь, остается Мамыр, а дальше внизу - «шы1ак1эу ирэт!». Здесь очаг - центр мироздания, в нем вся наша адыгская культура.

- Юрий Махмудович, все ваши работы о доброте, красоте и взаимопонимании. Даже те, что посвящены борьбе с санкциями. Но есть один арт-объект, который не просто уникален, а целиком отражает Ваш новаторский подход в современном декоративно-прикладном искусстве адыгов. Известно, что у него особая история создания. 

Ю.С.: Верно! Это макет земного шара, и он посвящен жителям всей нашей планеты, толерантности, диалогу народов. Слова, указанные на нем, взяты на русском и французском языках из документов, присланных мне из штаб-квартиры Юнеско в Париже после того, как я отправил им платье «Толерантность». Для его создания я специально искал шелковые нити для плетения. Здесь используются также и шерстяные нити. На этом шаре есть и слова на адыгском языке. Например, Щы1агъэ. Философия этой работы проста. Мы – жители одной планеты! Мы должны быть терпимы и толерантны друг к другу. И в этом нам помогает красота и искусство. 

Сегодня экспозицию уникальных авторских панно художника-модельера Юрия Махмудовича Сташа можно увидеть в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в г. Майкопе в Республике Адыгея. Их уже насчитывается более 30. Вся коллекция декоративных панно, символических пирамид и других арт-объектов, как и коллекция авторских костюмов мастера, достойна быть выставлена в музеях и на культурных площадках в российской столице, как и в других странах мира. 

Северо-Кавказский филиал Государственного Музея Востока

www.orientmuseum-filial.ru

 


 

 



 



сегодня
25 сентября 2017 года
 
В этот день
1934 г. – в Нальчике открылась первая колхозно-совхозная спартакиада КБР.
Родились:
1886 г. – Черкес Этхем-паша (Пшэу), шапсуг. Один из лидеров турецкого национально-освободительного движения, маршал.
1915 г. – Аскер Евтых, народный писатель РА, прозаик, драматург, переводчик.
1932 г. – Мухажир Пшихачев, гармонист, заслуженный артист КБАССР и РСФСР.
1933 г. – Амербий Шамурзов, кабардинский писатель.
Афиша
- Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!"
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация